Пасечник: приоритетная задача – освободить Северодонецк и Лисичанск

Леонид Пасечник. Александр Река/ ТАСС
Леонид Пасечник

Глава ЛНР — о приоритетных задачах для военных, о настроениях жителей освобожденных населенных пунктов и перспективах трибунала над националистами

Треть Северодонецка уже находится под контролем военнослужащих РФ и Луганской Народной Республики. Освобождение города, а также соседнего Лисичанска — сейчас приоритетные задачи для военных. Об этом, а также о настроениях жителей освобожденных населенных пунктов и перспективах трибунала над украинскими националистами рассказал в интервью ТАСС глава ЛНР Леонид Пасечник.

Каковы успехи сил ЛНР в освобождении территории республики? Когда ожидаете выхода на конституционные границы? Какие сейчас самые проблемные точки остаются?

— Подразделения Народной милиции ЛНР при поддержке России на данный момент освободили порядка 95% территории Луганской Народной Республики. Работа в этом направлении не останавливается, ведется каждый день с начала военной спецоперации.

Делать какие-то прогнозы о том, когда мы полностью освободим республику, выйдем на конституционные границы, — не совсем корректно. Враг, чувствуя свое приближающееся поражение, ведет себя достаточно агрессивно, открывает огонь как по нашим прифронтовым населенным пунктам, так и по только что освобожденным.

От жителей Рубежного, Попасной и других населенных пунктов мы неоднократно слышали о том, что киевские боевики выселяли людей из домов, чтобы оборудовать в них огневые точки. Огромное количество военной техники боевики, как террористы, размещают в жилых массивах. Все это, конечно же, приостанавливает продвижение наших войск. Мы, в отличие от Киева, действуем так, чтобы нанести минимум ущерба инфраструктуре и мирным жителям.

Об освобождении почти каждого населенного пункта можно сказать, что процесс был проблемным. Нам понадобилось немало времени, чтобы, например, освободить Рубежное и Попасную. Сейчас наша основная задача — освободить Северодонецк и Лисичанск. На этих направлениях, по данным военных, группировка украинских войск насчитывает порядка 10 тыс. человек.

 Какая сейчас ситуация с Северодонецком? Накануне сообщалось, что город почти полностью окружен. Есть понимание, когда он будет освобожден?

 Бои с украинскими фашистами идут в городской застройке Северодонецка. Можно уже говорить, что треть города под нашим контролем. Наше наступление проходит, может быть, не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. Но мы прежде всего хотим максимально сохранить инфраструктуру города. Увы, у укронацистов цели противоположные, поэтому их тактика прикрываться мирным населением активно используется в Северодонецке.

— Народная милиция продолжает освобождать все новые и новые территории. Как реагируют жители? 

— Если говорить предельно откровенно, то по-разному. Большинство людей, разумеется, встречают нас как освободителей, со слезами на глазах, пытаются лично поблагодарить военных. Многие выходят на улицы, обнимают военнослужащих республики, Российской Федерации, говоря, что очень ждали освобождения.

Разумеется, есть и та категория людей, которая относится достаточно скептически к нашему приходу. Восемь лет украинская пропаганда с колоссальной поддержкой Запада работала, что называется, не покладая рук. На Украине пропагандировалась ненависть ко всему русскому: языку, культуре, народу и всей России. К большому сожалению, за такое короткое время Киеву и США удалось воспитать целое поколение, можно даже сказать, нацию националистов. Если еще до 2014 года украинцы отмечали вместе с миллионами русских День Победы, с гордостью надевая на грудь символ военной доблести и славы — георгиевскую ленту, то уже после государственного переворота зимой 2014 года Бандера и Шухевич (Степан Бандера — глава запрещенной в РФ Организации украинских националистов (ОУН), Роман Шухевич командовал Украинской повстанческой армией (УПА), она признана экстремистской, ее деятельность запрещена на территории РФ — прим. ТАСС) резко стали национальными героями. Несмотря на это, на Украине есть и десятки тысяч людей, которые поддерживают Русский мир, дружбу с братским народом России. Просто все это время они боялись показывать свои настроения и взгляды, зная, что со стороны украинского правительства и силовиков начнутся преследования, репрессии.

— Есть ли случаи перехода на сторону ЛНР экс-правоохранителей Украины? Как на освобожденных территориях устанавливается правопорядок?

— Много правоохранителей остались на своих рабочих местах. Это можно сказать и о других специалистах.

На освобожденных территориях за короткое время появились отделы миграционной службы МВД республики — люди уже начали получать паспортный документ Луганской Народной Республики, на данный момент подразделения МРЭО (межрайонных регистрационно-экзаменационных отделов — прим. ТАСС) МВД ЛНР уже перерегистрировали порядка 2,5 тыс. автомобилей. В районах работают отделения прокуратуры, куда население также регулярно обращается. Активно ведется работа по поиску схронов с оружием и боеприпасами, оставленными украинскими националистами при отступлении, за сохранением правопорядка также следит и военная комендатура республики.

— Давайте обсудим будущий трибунал. В ЛНР тоже готовы участвовать в нем. Собираетесь ли, скажем, в Луганске проводить промежуточный трибунал? Наверняка есть большое количество пленных, которые заслуживают суда. Расскажите, пожалуйста, поподробнее, как республика будет принимать участие в трибунале. 

— Юридическая сторона вопроса сейчас еще находится в стадии разработки. Этот процесс достаточно трудоемкий. То, что трибуналу быть, — факт. Слишком много преступлений, зверств нацистов за восемь лет зафиксировано Генеральной прокуратурой ЛНР, общественниками из "Мемориала" (организация создана в Луганске с целью оказания правозащитной помощи жителям ЛНР). Эти данные сейчас пополняются рассказами, историями людей с освобожденных территорий.

В каком формате и как пройдет трибунал — станет понятно только после проработки целого ряда вопросов соответствующими компетентными органами и структурами республики.

— Как обстоит дело с водоснабжением региона? Какие наиболее уязвимые точки вы можете назвать? И насколько успешно удается властям справляться с возникающими проблемами? 

— От Украины нам досталось очень плачевное наследство. Это касается как дорог, так и водопроводов. Десятки лет Киев не проводил капитальных, а иногда и текущих ремонтов. Специалисты "Луганскводы" все это время усиленно работали над прокладкой новых водоводов, ремонтом имеющихся. Проблем с водоснабжением у нас действительно много. Самая острая, болезненная — магистральный водовод "Молодогвардейск — Ровеньки". Из всех эксплуатируемых он изношен больше всего. Конечно, мы частично восстанавливали, ремонтировали его, но прорывы не прекращались, из-за чего люди неделями могли сидеть без централизованного водоснабжения. На этот год, благодаря помощи России, запланировано проложить порядка 40 км новой ветки водовода. Это позволит обеспечить беспрерывным водоснабжением более 54 тыс. жителей Ровеньков и прилегающих населенных пунктов.

— С какими из освобожденных областей вы сейчас расширяете или планируете расширить сотрудничество? К примеру, налаживается ли взаимодействие с Херсонской и Запорожской областями? 

— Наша основная задача на данный момент — завершение боевых действий на территории республики, ее полное освобождение. Налаживание связей и взаимодействия на данном этапе пока в перспективе.

Мы всегда были и остаемся открытыми для сотрудничества и взаимодействия. Тем более что в Херсонской и Запорожской областях тысячи людей поддерживают Русский мир, являются для нас близкими по духу. Если местные органы власти захотят, будут готовы работать с нами — мы с радостью будем с ними взаимодействовать.

— Расскажите немного о процессе восстановления объектов на территории республики? Какие наиболее пострадавшие районы, предприятия? 

— Военная агрессия Украины разрушила тысячи жилых домов. В Рубежном, Попасной нет, наверное, ни одного дома, который бы не пострадал от украинских мин и снарядов. Аналогичную ситуацию уже можно прогнозировать в Северодонецке и Лисичанске.

В одном лишь прифронтовом Первомайске и на подведомственных территориях повреждения и разрушения зафиксированы более чем на 1,3 тыс. адресов — это жилой фонд и объекты социальной сферы. Статистика, к большому сожалению, продолжает чуть ли не ежедневно расти.

Если говорить о восстановлении Первомайска, то Калужская область России готова помочь с ремонтом инфраструктуры. Российские специалисты уже получают информацию о зафиксированных разрушениях. Но пока мы не можем начинать восстановительные работы. Линия фронта близка, обстрелы не прекращаются.

Кроме этого, в республике уже работают российские дорожники. Ремонт дорог проводится в Красном Луче специалистами из Башкирии, дорожная техника прибыла и в Перевальский район, чтобы начать восстановление дороги, ведущей к границе с Донецкой Народной Республикой — до города Дебальцево. Российские специалисты начали строительство асфальтобетонных заводов в Луганске и Красном Луче, в планах построить еще несколько, а также возвести завод по производству бетона.

Для ремонтов, замены водопроводных сетей в столицу республики прибыли российская техника и специалисты. По улице Республиканской и улице Текстильщиков планируется заменить участок водопроводной сети протяженностью 900 м. В районе улицы Буденного — порядка 850 м сетей.

В рамках экономической помощи мы получили первую партию газового оборудования — шкафные регуляторные пункты (используются для очистки природного газа от механических примесей — прим. ТАСС). В республику Россией планируется их доставить около 80 шт.

Россия помогает, поддерживает нас во всех сферах жизнедеятельности. Так было все восемь лет — с момента создания, провозглашения Луганской Народной Республики. И сейчас, когда помощь братского народа для нас как никогда востребована и актуальна, Россия снова протянула руку помощи.

— А что с разминированием территорий? Много еще таковых остается?

— Ежедневно на разминировании территорий работают инженерно-саперные подразделения МЧС ЛНР и сводный отряд МЧС России — это команда из почти что 70 специалистов. Каждый день они обследуют от одного до 20 гектаров — все зависит от сложности участка, того, насколько далеко от позиций он находится, и от количества взрывоопасных предметов. Саперы ежедневно находят от 40 до 150 различного рода взрывоопасных предметов — это противотанковые, противопехотные, минометные мины, артснаряды.

Также неоценимую помощь в разминировании нам оказывает Международный противоминный центр Вооруженных сил Российской Федерации. Благодаря их работе мы, можно сказать, запустили теплоэлектростанцию в освобожденном городе Счастье.

Говорить об объемах работ, которые еще предстоит сделать, рано. Украинские националисты продолжают "засыпать" нашу территорию снарядами. Тут стоит только подчеркнуть, что сейчас саперы республики и Российской Федерации работают над скорейшим восстановлением инфраструктуры, отдавая приоритет обследованию, разминированию объектов социального назначения и жизнеобеспечения.

Беседовал Владимир Бондаренко